Проект по исследованию наскальных изображений

В последние годы усилия экспедиции Института, исследующей наскальные изображения, были направлены на завершение полевых работ на Чукотке, существенно пополнивших коллекцию произведений искусства Северной Азии. Многочисленные петроглифы создавались на скалах Кайкуульского обрыва, протянувшегося вдоль правого берега р. Пегтымель в 30—40 км от морского побережья, куда жителей тундры и приморья привлекали не только ежегодные миграции диких оленей, но и уникальные ландшафтные характеристики. У многих народов камни и скалы особых очертаний становились объектом культа, разные поколения людей возвращались на Кайкуульский обрыв, маркируя петроглифами на скальных выходах священную сущность камня. Недвижимое, неуязвимое на памяти поколения нагромождение скал — антитеза бренности человеческой жизни, упадку, распаду, хрупкости благополучия. Реальность священной сущности камня, не подвластного разрушительному воздействию времени, усиливалась наскальными изображениями, природные ландшафты преобразовывались в историко-культурные.

Удалось выявить и зафиксировать в соответствии с современными стандартами многочисленные неизвестные ранее петроглифы, указывающие на сложившуюся изобразительную традицию со сложной хронологией. Весьма существенным для исторических реконструкций стало расширение сюжетного многообразия произведений искусства, среди которых — промысловые сцены, жилые конструкции, образ отмеченного животного. Пополнилась коллекция хорошо известных титульных сюжетов — антропоморфных фигур в грибообразных головных уборах, транспортных средств. Долговременное почитание места, где соприкасались мир охотников на морского зверя и уклад обитателей тундры, его уникальность, расточительное использование для выполнения образов на скалах металлических орудий, высоко ценимых на Чукотке, ставят петроглифы Пегтымеля в ряд наиболее значимых памятников культурного наследия этого региона.

В ходе изучения чукотских петроглифов некоторые сомнения вызвала возможность их создания при помощи каменных орудий. Это подтолкнуло нас к разработке специфических приемов и методов наблюдения, документирования, анализа следов инструментов, которыми они были выполнены. В результате целенаправленных экспериментально-трасологических работ на Кайкуульском обрыве были освоены приемы создания стабильного косонаправленного освещения, необходимого как для достоверного определения контуров и особенностей изображений, расположенных на вертикальных скальных поверхностях, так и для фиксации следов орудий, которыми они были нанесены. Выполнение контактных силиконовых оттисков фрагментов поверхностей со следами пикетажа — с предварительной защитой скальной плоскости при помощи разделительного слоя — позволило получить материал для их последующего анализа при сильном увеличении. С силиконовых оттисков изготавливались из гипса высокой твердости тестовые образцы, пригодные для лабораторного изучения искусственной модификации рельефа камня. По макроснимкам мы смогли описать различия между следами каменных орудий и металлического инструмента, подкрепив их документированными результатами экспериментального пикетажа на обломках скал из сходных горных пород.

Выявленные критерии отличий между следами пикетажа, выполненного каменными и металлическими орудиями, потребовали апробации на памятниках других регионов: Хакасии, Красноярского и Хабаровского краев, Кольского полуострова. В поле зрения также попали материалы музейных собраний: петроглифы Онежского озера и плитки из кургана Аржан 2 (Государственный Эрмитаж), плитки из Ла Мадлен, Ложери-От и Ла Блан (музей Лез-Эйзи-де-Тайак, Франция) и др.; они становятся частью эталонной коллекции следов орудий, которыми в древности создавались изображения на камне. Полевая работа на памятниках различных регионов дала возможность прицельно обследовать корпус петроглифов, решить ряд технологических задач, выявить новые группы изображений и уточнить значимые детали в известных ранее. Полученные результаты корректируют сложившиеся представления об абсолютной и относительной хронологии объектов и говорят о значительном потенциале исследований техники нанесения петроглифов, заставляя искать новые ракурсы изучения произведений наскального искусства как исторического источника.

Д.и.н. Е.Г. Дэвлет

Электронная версия издания