Раннесредневековый могильник Мамисондон в Северной Осетии

Древняя история Кавказского региона слабо освещена в письменных источниках, поэтому при ее изучении крайне важны данные археологии. Наиболее яркую и концентрированную информацию об исторических процессах, как правило, содержат археологические памятники, расположенные в контактных зонах. На Центральном Кавказе одной из таких зон является Зарамагская котловина в Алагирском районе Республики Северная Осетия — Алания, которая находится на пересечении нескольких ущелий и перевальных путей, соединявших Северный Кавказ и Закавказье.

В 2007—2008 гг. в ходе охранных раскопок в зоне проектируемого водохранилища Зарамагских ГЭС на юго-западной окраине с. Нижний Зарамаг был открыт и исследован новый памятник конца VII — начала IX в. н. э. — могильник Мамисондон. По обряду погребения памятник резко отличается от некрополей этого времени, известных в Осетии. Погребальные конструкции Мамисондона, согласно имеющимся на сегодняшний день данным, тяготеют к сооружениям, распространенным на Северо-Западном Кавказе в верховьях Кубани, в Крыму и на Среднем Дону. Пока не установлено, с какой из этнических групп связан данный обряд. Захоронения совершались в прямоугольных грунтовых ямах в деревянных гробах-рамах без дна, которые, как правило, перекрывались несколькими поперечными досками. Поверх досок настилали, видимо, «мягкое перекрытие» — покрывало из шкуры, кожи, ткани или циновки, — которое придавливали по периметру камнями.

Погребенных укладывали головой на запад, при этом в их ориентировке зафиксированы сезонные отклонения. Женщин хоронили в скорченном положении на правом, редко на левом боку, мужчин — вытянуто на спине.

Сохранившиеся фрагменты текстильных изделий говорят о том, что жители Зарамагской котловины носили одежду из льна, конопли, хлопка и шелка. Часто использовались ткани, произведенные в мастерских Египта, Средней Азии и Китая.

По набору инвентаря, представленного лишь немногочисленными личными украшениями или деталями костюма, могильник Мамисондон близок христианским погребениям Грузии. В то же время, многие вещи имеют местный колорит. Умершим надевали на руки до 19 перстней — из медных сплавов, реже серебра, железа или цветного стекла. На щитках перстней-печаток встречается как христианская, так и мусульманская символика; интересны стеклянные вставки с рельефными изображениями птиц, грифонов или копытных.

Головные уборы или платки женщин часто украшали височные кольца с тремя подвижными бусинными колонками. На позднем этапе существования могильника, примерно со второй половины VIII в., женщины стали использовать для закрепления причесок бронзовые булавки.

Любопытную демографическую картину позволили реконструировать антропологические исследования. За время существования могильника мужское население Зарамагской котловины сильно изменилось. Местные мужчины были вытеснены пришлой, разнородной по антропологическому составу группой.

Возможно, приток смешанного мужского населения связан с одним из событий арабо-хазарских войн, когда в 763/764 г. хазары под предводительством Рас-Тархана обрушились на Закавказье и нанесли серьезный удар по арабам. В ответ, по свидетельству Я’куби, «абу Джа’фар велел выпустить семь тысяч из тюрем и собрать в разных областях много воинов, которых он отправил (против хазар), присоединив к ним рабочих и строителей». Эти отряды восстановили и построили оборонительные сооружения на арабо-хазарских границах и составили гарнизоны пограничных крепостей. Одна из таких крепостей, Касарское укрепление, сооруженная для защиты от угрозы с севера, исходившей от хазар и их союзников алан, находилась в 4,5 км к северу от Нижнего Зарамага.

К.и.н. З.Х.-М. Албегова(Царикаева)

Электронная версия издания