Усыпальница князей Пожарских в Суздале

Раскопки погребальной палатки князей Пожарских и Хованских в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре проведены в 2008 г. в связи с восстановлением памятника князю Д. М. Пожарскому, построенного в 1865–1885 гг. и разрушенного в 1933 г. Усыпальницу Пожарских исследовал в 1851–1852 гг. граф С. А. Уваров. В задачи новых раскопок входила идентификация погребений современными методами, изучение конструкций и погребального обряда.

Усыпальница примыкает с востока к апсиде южного придела собора Преображения. Могилы образуют в ней три строгих ряда. Западный состоит из тесно прижатых друг к другу кирпичных склепов с деревянными гробами внутри; над некоторыми из них сохранились основания под нагробницы. В среднем ряду открыт белокаменный антропоморфный гроб князя Никиты Андреевича Хованского с записью о его смерти († 1608 г.); восточный включал склепы и три белокаменных саркофага. Один, детский, сделан из двух надгробий первой половины XVII в. Крышка второго несет запись о смерти князя Федора Пожарского († 1632 г.), сына князя Дмитрия. Князь Д. М. Пожарский завещал похоронить себя в головах сына, но кирпичный склеп № 14, сохранившийся к западу от погребения князя Федора, саркофага не содержал. К северу от князя Федора погребена пожилая женщина — мать Федора, Прасковья Варфоломеевна († 2.09.1635 г. в Москве), или его бабушка, Евфросиния († 1640 г.). Склеп с погребением женщины 20–30 лет, предположительно второй жены князя Д. М. Пожарского, Ф. А. Голицыной († 1651 г.), замыкал восточный ряд.

Гробом князя Д. М. Пожарского († 1642 г.) граф А. С. Уваров счел третий, безымянный, саркофаг, который он вскрыл и подробно описал. Саркофаг стоял когда-то в кирпичном футляре со сводом, выходившим в уровень пола. Новые обмеры позволили реконструировать вид погребения и общий вид интерьера. Детали погребального обряда указывают на близость усыпальницы Пожарских царскому некрополю Архангельского собора Кремля и кладбищу рода Романовых в Новоспасском монастыре.

Антропологическая экспертиза останков 72 индивидов, связанных с усыпальницей, показала преобладание мужских над женскими — 61 и 32 % соответственно, что ярко рисует гендерные предпочтения на кладбищах монастырей; 7 % захоронений принадлежит детям. Вне усыпальницы соотношение еще разительнее: среди 94 костяков открытого кладбища детских нет — младенцев, вероятно, предпочитали хоронить в женских обителях; мужских 84 %, женских 16 %. Семейный характер усыпальницы смягчил соотношение мужских и женских погребений; он объясняет и присутствие детей. Средний возраст погребенных в усыпальнице высокий: мужчины — 41 год, женщины — 35 лет. Выделяются останки воинов-всадников; монашеские могилы не фиксируются, хотя известно, что некоторые из погребенных приняли обеты.

Исследования усыпальницы стоят в ряду работ, на основе которых строится археология Смуты: раскопки Казанского собора в Москве, коллекции Тушинского лагеря и др. Они имеют особое общественное звучание в связи с установлением главного государственного праздника Российской Федерации, Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября. Праздник берет начало от событий освободительной войны 1612 г. и неразрывно связан с именем ее героя — князя Дмитрия Пожарского. Научные исследования способствуют прославлению исторических событий, обеспечивших национальную независимость России.

По завершении раскопок памятник Д. М. Пожарскому восстановлен и торжественно открыт 4 ноября 2009 г. в присутствии Президента РФ.

Д.и.н. Л.А. Беляев

Электронная версия издания